Обзоры

А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть
На фоне того, что еще далеко не все согласны с Дарвином относительно происхождения человека от обезьяны, гипотеза американского антрополога Ричарда Рэнгема выглядит если не революционно, то, по меньшей мере, смело. И при этом весьма убедительно. На вполне наглядных примерах из области антропологии, археологии и физиологии он доказывает, что если бы не овладение огнем и приготовление на нем пищи, мы по-прежнему бы жили на деревьях, как минимум.
Только представьте себе, первым свидетельствам использования огня без малого миллион лет. За это время, благодаря приготовленной, а не сырой пище, особенно мясу, усилия на ее пережевывание и переваривание значительно сократились, желудочный тракт уменьшился, а мозг, напротив, вырос. Кроме того, у человека высвободилось колоссальное количество времени, которое он мог употреблять по собственному разумению. Результаты употребления этого времени – вокруг нас и пояснений не требуют. А еще именно овладению искусством приготовления пищи на огне мы обязаны разделению труда и делегированию полномочий между женщиной и мужчиной, пусть в последнее время эти тысячелетние устои значительно пошатнулись.

Ричард Рэнгем
Рэнгем решительно восстает против возврата к вегетарианству и особенно к сыроедению, утверждая, что организм современного человека к этому решительно не приспособлен. Причем на всех этапах поглощения и переваривания пищи – от ротовой полости до системы пищеварения. Растительная диета, по его мнению, это удел той самой незадачливой ветви наших диких предков, которые почему-то не пожелали объединиться у огня за общей трапезой, а посему все еще пребывают всего лишь в человекообразном состоянии. И при этом всегда предпочтут приготовленную пищу сырой, и при малейшей возможности не упустят случая поесть мяса.
Разумеется, автор прекрасно отдает себе отчет в том, что современное состояние кулинарии привело к массовой проблеме ожирения и в последних строках своего монументального труда он пишет буквально следующее: «Настоящая еда – это пища в натуральном или слабо обработанном виде, хорошо узнаваемая и знакомая. А питательные вещества – это невидимые молекулы, объекты научного знания, значение которых мы вынуждены принимать на веру. Чем меньше наша пища подвергается обработке, тем вероятнее, что нам удастся избежать кризиса ожирения». При этом под «слабой обработкой» следует понимать минимальные, простейшие кулинарные действия – отваривание, запекание, быструю обжарку, а вовсе не те параферналии, которыми часто увлекаются современные шеф-повара, способные создать пену, землю и черт знает что еще из чего угодно. И при этом не в состоянии испечь приличный хлеб. Пусть рыба остается рыбой, мясо – мясом, а овощи должны выглядеть и пахнуть как овощи и ничто другое, считает Рэнгем и мы с ним полностью солидарны.
Текст: Алексей Лущанов
Иллюстрация: Максим Мордвинцев
Фото: source.oglethorpe.edu