Ru|En
+7 495 921-22-22
 

Resto.ru - поисковая система для гурманов

 

Обзоры

Ситопия как панацея. Рестораны Екатеринбурга

Ситопия как панацея

Откровенно говоря, блестящее совершенно творение Кэролин Стил «Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь» вызвало у меня отчасти двойственное чувство. Нет, шесть из семи глав — полный восторг. Кропотливые исторические экскурсы по древним городам Месопотамии и Эллады, вылазки в канализационные системы Парижа и Лондона, прогулки по рынкам и супермаркетами современных мегаполисов — и все для того, чтобы показать, какое место в нашей жизни занимает еда, если кто еще не в курсе. Весьма наглядно и убедительно Кэролин Стил объясняет, что истинная власть находится вовсе не в руках у политиков. Нашей жизнью правят те, кто занимается доставкой и продажей еды, то есть несколько десятков транснациональных корпораций, способных нивелировать все, чем мы питаемся, к замороженным обедам и напиткам из бутылок. Разумеется, нам показывают, как быть и что делать, чтобы отстоять свое право на продовольственное разнообразие. Рецепты, в сущности, просты и давно всем известны. Поддержка местных производителей, ограничение экспорта, ответственное потребление. Хорошо бы еще завести собственный огородик, пусть даже на подоконнике, отказаться от покупки готовых блюд, ежедневно готовить дома завтрак, обед и ужин. Кстати, о кухне. О той самой, что есть в каждой современной квартире. Известно ли вам, что еще каких-нибудь сто лет назад ничего подобного не было даже в состоятельных домах? Кухни, как правило, помещались в закрытой части жилища, готовили на них кухарки, обычно в ужасающих условиях, а неотъемлемой частью интерьера, которую не стыдно показать гостям, кухня стала лишь во второй половине ХХ века.

В общем, со всем, за что ратует госпожа Стил, мы полностью согласны, всячески поддерживаем и разделяем. Но вот седьмая глава, где автор пытается найти выход из теперешней неприемлемой ситуации не в частном порядке, а на едва ли не государственном уровне, выглядит, если честно, бледновато и довольно сильно отдает теми самыми утопическими взглядами, которые были разобраны ею же ранее — Кампанелла, Томас Мор, Руссо и прочие «Четвертые сны Веры Павловны». Она даже предлагает специальный термин - «ситопия», будто мало нам «локаворов», «фуди» этсетера. Эта самая ситопия вроде как вовсе не утопия, а самый настоящий способ вернуть прежнее единение города и деревни, обеспечить всех настоящей фермерской едой, произведенной в ближайших окрестностях и надавать по рукам проклятым корпорациям с их стозевными гипермаркетами, где пальмовое масло с Борнео стало едва ли не главным ингредиентом всех продуктов. "Starbucks", "McDonald's" и "Burger King" выступают здесь как антихристова троица во главе с главной британской сетью супермаркетов "Tesco". Понятно, у них там давно уже кризис перепроизводства, от которого наши крестьяне волком воют. У нас тут несколько другие проблемы. Не будем сейчас на них заострять.

Так вот, судя по грустноватому тону последней главы, Кэролин Стил сама не очень-то верит в эту свою ситопию*. Темпы разрушений, ежедневно наносимых деятельностью транскорпораций, просто несопоставимы с усилиями мэров отдельных городов и частных энтузиастов. И это в просвещенных Европах и Америках. Что уж про наши палестины говорить. Вот взяли бы ответственные лица, приняли волевое решение, слезли с нефтяной иглы, да вложились в сельское хозяйство, благо есть где растить, хранить и кому продавать. Подсадили бы весь мир на русскую спаржу с артишоками, на пулярок да каплунов и северную рыбу. Перекрыть продовольственные поставки — это тебе не крантик на газовой трубе завернуть. Тут дело посерьезней. Но, увы, это, видимо, такая же утопия, как и ситопия Кэролин Стил.

Примечания:

*Ситопия - от слов ситос ("пища", буквально - "хлеб") и топос ("местоположение"). Термин Кэролин Стил. В данном случае, имеется ввиду локально выращенная еда, в окрестностях города.

Текст: Алексей Лущанов

Фото: Максим Мордвинцев

07.10.2014

Комментарии

 
Доступно в AppStore
Android app on Google Play