Кто вы, товарищ?
или Монолог красивой женщины

Очень странно и малоприятно бывает для мужчины, когда потрясающе красивая женщина просто товарищ. Но только не в моем случае, ведь сидящая напротив меня очаровательная Виолетта Гвоздовская – товарищ по менеджменту товарищества рестораторов UnoDosTres, консультант по управлению ресторанами. Так что в данном случае «товарищ» – это просто ее должность, и с высоты своего положения она любезно отвечает на мои вопросы. Естественно, связанные с ее работой и консультационной деятельностью.
– Уважаемая Виолетта, общая тема, которая меня давно интересует, – женщина в ресторанном бизнесе. Тема очень интересная, мы с ней неоднократно сталкивались. Скажите, как вы считаете, женщина адекватно существует в ресторане?
– У меня, конечно, есть на эту тему целая своя теория. Могу сейчас обидеть большое количество успешных мужчин, но это мое мнение, и я его выскажу. Мой опыт говорит о том, что именно женщины либо мужчины с сильной Венерой ярки и успешны в этом бизнесе. Есть мужчины, знаете, такие брутальные, а есть мужчины, в которых мощно проявляются венерианские качества. При этом они прекрасные мужчины. Вы же понимаете, что мужчины все разные… Есть мужчины, на которых ты смотришь и, безусловно, видишь, что в нем преобладают мужественные качества. Какие мужские качества? Это, к примеру, уметь постоять за кого-то, отстоять какое-то мнение, бороться за что-то. А женские качества – они другие. Это тепло, доброта, внимание, когда фокус вовне. Почему женщины, они более такие? Ну, наверное, потому, что Бог дал им возможность рожать. То есть вынашивать другого, не себя. Рожая ребенка и посвящая ему некоторую часть жизни, ты уже автоматически уменьшаешь свое эго, уже больше ориентирован на другого, чем на себя. Сегодняшняя я говорю вам вот так. Я видела очень много успешных мужчин в этом бизнесе, но, когда я внимательно к ним присматривалась, у них была очень мощная составляющая женских качеств, чувств и эмоций. Это ориентация на другого, это желание для другого что-то сделать.
– Но те качества брутального мужчины, которые вы перечислили, – это качества настоящего лидера, руководителя.
– Ну, мы же говорим с вами про ресторанный бизнес. А не про банк или страховую компанию, сити-менеджеров. Именно про ресторанный, увеселительный, услаждающий бизнес. И поэтому здесь, безусловно, какие-то составляющие мужского характера надо иметь. Но я считаю, что они не в приоритете и часто мешают. В лидерских качествах для меня важно, чтобы человек обладал не умением настоять или отстоять свою точку зрения, продавить или протащить что-то, наказать за что-то... Это совсем другие глаголы, совсем другие качества: умение слышать и слушать, умение ставить каждого человека на свое место, создавать атмосферу, чтобы в твоей команде выигрывал каждый. Это обладание сильной, мощной личностной харизмой – уметь воодушевлять, быть наставником, обучать. Естественно, можно к брутальным качествам отнести качество хозяина. В ресторане должен быть хозяин. Но, если честно, хозяйка тоже хорошо звучит. Я не смогла бы работать в компаниях, которые жестко брутально ориентированы. Более того, поделюсь с вами – я пережила такой опыт – почувствовала, что во мне стали преобладать мужские качества. Тогда мне пришлось принять сильное решение и объявить владельцам компании, что я отказываюсь от должности генерального директора по причине того, что я хочу сохранить свои женские качества. Оба мужчины меня не поняли. Они долго думали о том, что меня можно переубедить, что у меня что-то другое, потому что это не может быть причиной. А я на физическом уровне почувствовала трансформацию, и это стало для меня неприемлемым. Потому что я родилась в этот мир женщиной, и никакие должности, никакие деньги и погоны не стоят того, чтобы я трансформировалась.

– И вот это ощущение ресторанного бизнеса, менеджмента ресторанного вы и проповедуете?
– Ой, упаси Господь, я ничего не проповедую. Я только говорю о том, что в моей жизни происходило, какой опыт я накопила. И я вовсе не хочу, в отличие от многих проповедников, чтобы мою проповедь кто-то услышал и сделал ее частью своей жизни. Делай как я – это не про меня. Я всегда говорю с долей сомнения, я всегда говорю – это только мой опыт. Причем я рассказываю это только тем людям, которые хотят, которые просят, чтобы я поделилась с ними опытом. И я всегда говорю о том, что твой мир, твоя микроструктура, в которой ты существуешь, – она крайне индивидуальна, и ни в коем случае нельзя брать чей-то опыт и примерять его на себя, это большая глупость. Я всегда шла только своим путем. И когда говорила, что я не буду директором, многие крутили пальцем у виска и говорили: «Эй, девушка, что с тобой? Такие деньги, такие возможности, такие перспективы! Ведь компания может вообще проститься с тобой из-за такого «закидона»!». Но я выбрала, это был мой путь. Есть очень много женщин, у которых сильная мужская составляющая – прекрасно, счастливого пути! Я другой лидер. Мне очень некомфортно проявлять мужские качества. Конечно, бывают обстоятельства, когда приходится это делать. Элементарно, приходит проверка в ресторан, здесь ты должен сосредоточиться и оказаться на войне. Взять винтовку и пойти, ну, не защищаться, а отстаивать свою родину, которой является ресторан. И в этот момент ты сразу оказываешься в военной форме. Так у нас устроен мир, что мы немножко в военной форме. Но, когда ты взаимодействуешь с сотрудниками, о чем речь? О каких мужских качествах? Ну, кому мы сейчас будем раздавать подзатыльники, от кого мы сейчас будем жестко что-то требовать? Все люди стремятся уважать себя, они хотят индивидуального подхода. Мне больше нравится отогреть, научить, поговорить и подсказать, понимаете? И самый большой мой успех – это не открытые рестораны, не должности мои, это те люди, которые рядом со мной стали кем-то большим, чем они были до меня. У меня есть пример, когда девочка, начинавшая мойщицей, уходила из компании, будучи в должности управляющей сетью ресторанов. Когда мне пишут смску: «Виола, мне предлагают работу за 150 тысяч, а ты помнишь, кем я была? Я была официанткой»... Вот она, капитализация моих успехов. Когда другой человек может вот так через какое-то время реализоваться в этой жизни.
– Вы сказали, что приехали поделиться тем, что было с вами, что произошло, как вы существуете в настоящий момент и как вы пришли к этому. Поделитесь с нами.
– У меня на сайте есть пара слов о том, как я оказалась в ресторанном бизнесе. И когда я писала эту пару слов, я думала: как же я там оказалась, как написать? И когда начала разбираться, выяснилось, что мой дедушка был директором столовой. Я не жила с бабушкой и дедушкой, они жили на Дальнем Востоке, я – в Белоруссии, и я мало с ними общалась. Но уже когда стала зрелой и начала разбираться, оказалось, что мой дед очень долго руководил советской столовой. И у меня возникло подозрение, что он что-то мне передал. Но на самом деле я никогда не ставила себе задачу работать в ресторанном бизнесе. У меня никогда не было такого желания. И вообще, ресторанного бизнеса, когда я делала свой выбор, кем мне быть, тогда не было. В те годы его просто не было как класса. Конечно, я ходила в заведения. Это была музыка, веселье… В те рестораны хотелось ходить и развлекаться. И, конечно, я не могла предположить, что я этой вакханалией могу руководить. И потом получилась очень необычная история: когда я в очередной раз решила поменять работу, я познакомилась на собеседовании с людьми, которым я очень понравилась. Они оказались из ресторанного бизнеса. Я отказала им и пошла в совершенно другом направлении. Но человек так долго мне звонил, так мучительно меня вынуждал к ним придти, что я уступила его настойчивости и пришла в этот бизнес. И я благодарна этому человеку, что так случилось. Компанией этой оказался «Росинтер». И она бесконечно качественно умела учить. Я только училась полгода. Не работала, училась, сдавала. Они тратили на меня деньги. И я им бесконечно благодарна. Годы, проработанные в «Росинтере», – годы наполнения меня как профессионала. Было очень много ошибок, очень много непонимания… всего-всего! А потом я сменила город жизни. Я уехала из Белоруссии и приехала в Петербург. И там, когда начала искать работу, у меня был осознанный выбор, что я остаюсь в ресторанном бизнесе. Потому что за то время, которое я была в «Росинтере», я почувствовала в себе силы, я почувствовала, что это бизнес, в нем есть системы, и я решила – остаюсь, буду в нем показывать себя. В тот момент в этой системе, в этом бизнесе я почувствовала: у меня уже все получается, все классно, и это был прорывнейший период в моей жизни – мы за три года из трех ресторанов сделали тридцать! Темп, в котором я работала: у меня был один выходной в месяц, а каждый день я работала с 8.30 до 23.00. И это не красивые слова, это действительно такой график. Но у меня было здоровье, было сумасшедшее желание, была энергетика и драйв, и мне очень понравилось в этом во всем быть. Но в какой-то момент я поняла, что хочу отойти. Но до этого со мной стали происходить странные вещи. Есть такое, знаете, самосовершающееся пророчество. Меня постоянно звали выступать на ПИРе, и, когда я выступала, я стала замечать, что произношу такие фразы: «Как бы было здорово, чтобы российские рестораторы больше знали, больше понимали. Как бы было здорово, чтобы кто-нибудь смог бы с ними поделиться знаниями». И я начала это говорить, даже не думая. И когда я решила взять паузу в работе, чтобы хотя бы год отдохнуть, тут же мне позвонил друг и сказал: «А не хотела бы ты со мной вместе в консалтинговом бизнесе поработать?» Я отвечаю: «Слушай, да я отдыхаю!». Это не отдых! Ведь у меня бывает по четыре города в месяц, это постоянные перелеты. Вот так случилось это самосовершающееся пророчество. Хотя я не очень уверена, что буду в консалтинге долго. Я все-таки хочу лепить и вылеплять.

– Если говорить о российском ресторанном бизнесе, в какой стадии он сейчас? Это движение вверх, или вниз, или ровная, прямая диаграмма?
– Конечно, вверх. Может быть, я идеализирую, но все, что я вижу за эти два года – насколько выросла жажда знаний, жажда развиваться и стать лучше, стремление навести порядок. Я настолько влюблена в эту отрасль и в то, что с ней сейчас происходит, что, если бы у меня была возможность клонироваться, я бы клонировалась и помогала людям. Люди хотят развиваться, и хотят этого за счет развития себя, развития своего бизнеса, и это круто. У ресторанного бизнеса очень большой потенциал. Я, как профессионал, вижу только одну глобальную проблему. Это проблема, приобретенная нами в детстве. Из-за вот этих всевозможных революций и войн, которые случились в нашем прошлом, в нашей истории за достаточно короткий период, цена личности и качества личностных отношений настолько низкая, что нам очень сложно быть услужливыми, быть теплыми, быть заботливыми. Все исправится, если мы сделаем усилие для следующего поколения. Если мы что-то осознаем и что-то передадим. Очень много приходит молодых ребят, в которых больше тепла и любви, чем у нас, сорокалетних. Они более теплые, мягкие, ориентированные на людей. Но этого все равно еще недостаточно. Потому что, когда я, например, приезжаю в Нью-Йорк и в магазине примеряю обувь, продавщица садится на колени и надевает на меня каждую модель, смотря на меня снизу вверх, и смотрит при этом не подобострастно, а с уважением себя, с достоинством, с искренним желанием мне помочь… Умоляю вас, когда вы видели это в России, покупая обувь? Я часто бываю в Италии. Какая там индустрия ресторанная?! Она совсем другая… Я хочу быть безоценочной, я не хочу нас с кем-то сравнивать. Но я хочу сказать одно – дальновидный лидер в ресторанном бизнесе, во-первых, будет внимательно выбирать ребят, которые клиентоориентированы, во-вторых, он будет их холить и лелеять и залюбливать. Знаете, как я говорю? Для того чтобы человек начал делиться любовью с гостем, искренне нести тепло, для этого в нем должна быть лишка тепла и любви. Усилием воли не подарить тепло, это бесполезно. Так вот, чтобы у твоего персонала, у всех сотрудников, этого было лишка, у тебя этого должно быть бесконечно. Ну, вы понимаете?
Тока зрения:
Я верю в то, что у каждого человека есть свое предназначение и свой путь. Идущие по пути ресторатора – это те, кто выбрал кормить людей. И это намного шире, чем просто еда. Мы кормим душу человека эмоцией, которую научились создавать в недрах своего ресторана
Стремление развиваться не означает, что точно так же ты будешь активно развивать свой бизнес. Скорее всего, должно пройти какое-то время, чтобы наши рестораторы накопили удельную массу знаний и опыта для того, чтобы она отразилась на эффективном развитии самих ресторанов
В России совершенно рабочее законодательство. В каждой стране есть свои особенности, которые в большей или меньшей степени ограничивают наши свободы. В России с этой точки зрения совершенно нормальное законодательство, с ним можно работать.
Досье:
Виолетта Гвоздовская
Консультант по управлению ресторанами, товарищ по менеджменту товарищества рестораторов UnoDosTres. Возглавляла представительство компании «Росинтер Ресторантс» в Белоруссии, управляла сетью из 7 ресторанов T.G.I. Fridays, «Иль Патио», «Планета Суши», «Ростик’с», «Мока-Лока». Руководила сетью «Две палочки» в качестве генерального управляющего, а затем генерального директора, где под ее началом работало более 3 000 сотрудников. За время своей работы в ресторанном бизнесе открыла более 50 ресторанов и «вырастила» более 30 управляющих.
Благодарим ресторан Limoncello за гостеприимство.
Беседовал Алексей Ванченко, журнал "Стол"
Фото: Екатерина Киселева

|